Восприятие искусства у детей с возрастом меняется, например, следующим образом:
- До пяти лет ребёнок не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится как к игрушкам или буквальному отражению жизни. 4 Он иногда выходит за пределы литературного произведения, не соотносит описываемые события с реальным местом или временем, может по-своему изменять повествование. 4
- К началу старшего дошкольного возраста ребёнок может быть достаточно готов к пониманию искусства. 4 Произведения искусства он начинает воспринимать как отражение «другого» мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями. 4 В этот период ребёнок уже сам способен отделить жизнь от искусства, и искусство становится для него самоценным. 4
- В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображённые в них события. 2 Для положительного отношения ребёнка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. 2
- В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства всё более определяется выраженными в них мыслями и чувствами. 2 Особое значение имеет их идейное содержание. 2 Всё большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображённых людей. 2
С возрастом у ребёнка расширяется художественно-изобразительный и личностный опыт, многие знания и умения, которые в ранний период проявлялись интуитивно, несознательно, в старшей возрастной группе, начинают активизироваться, актуализироваться и содержательно углубляться. 5