Льюис Кэрролл широко использовал игру слов в своих произведениях, в частности в сказках «Приключения Алисы в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье» и «Охота на Снарка». 3
Некоторые способы, которыми автор применял игру слов:
- Создание каламбуров. 15 Они построены на игре между несовпадением звука и смысла в слове. 5 Например, в «длинном рассказе» Мыши обыгрывается смысловое несовпадение слов «tale» (рассказ) и «tail» (хвост), идентичных по звучанию. 5
- Использование омонимии. 5 Автор образует новые, не существующие в английском языке слова по сходству звучания. 5 Например: ambition (стремление) — addition (сложение), distraction (разрушение) — substraction (вычитание) и другие. 5
- Создание авторских слов. 1 Кэрролл придумывал либо необычные значения для уже существующих слов и выражений, либо вводил абсолютно новые. 5 Например, «слепень-качалка» (Rocking-horse-fly), смешанное из слов «слепень» (horse-fly) и «качалка» (rocking-horse). 1
- Использование оказзионализмов. 2 Это индивидуально-авторские неологизмы, созданные согласно существующим в языке словообразовательным моделям. 2 Пример — слово «chortle» (смешок и шалость одновременно), которое встречается в «Алисе в стране чудес». 2
Игра слов в произведениях Кэрролла создаёт особую манеру письма с игривым настроением, помогает раскрыть характеры персонажей и организовать сюжет. 5