В русской классической литературе лейтмотивы могут использоваться в разных контекстах, например:
- Речевой лейтмотив. 4 Герой постоянно повторяет одно и то же слово, и оно становится его характеристикой. 4 Пример — Генерал Брудастый в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина со своими возгласами «Разорю!» и «Не потерплю!». 4
- Портретный лейтмотив. 4 Деталь внешнего облика становится квинтэссенцией образа. 4 Пример — белые мраморные плечи Элен Курагиной в «Войне и мире» Л. Толстого. 4
- Пейзажный лейтмотив. 4 Черты окружающего мира накладывают отпечаток на происходящее, особым образом меняют сюжет и характеры персонажей. 4 Пример — городской пейзаж с обязательным пространством перехода (лестница, окно, коридор, чердак, мансарда) в романах и повестях Ф. Достоевского. 4
- Сюжетный лейтмотив. 4 Те или иные повороты сюжета повторяются от произведения к произведению как модель построения композиции. 4 Пример — ситуация купли-продажи в произведениях Н. Гоголя «Сорочинская ярмарка», «Портрет», «Мёртвые души», косвенно — в «Ревизоре». 4
- Мировоззренческий лейтмотив. 4 Точка зрения героя на мир делает его взгляд уникальным. 4 Пример — романы А. Маканина «Андеграунд», «Асан» и другие. 4
- Функциональный лейтмотив. 4 В каждом произведении встречаются герои с одной и той же сюжетной функцией. 4 Пример — человек, порвавший со своей средой, в поэме «Цыганы» и романе в стихах «Евгений Онегин» А. Пушкина. 4
Также есть пример символистского произведения, строящегося на системе лейтмотивов, — «Симфонии» А. Белого. 2