Лейтмотивы в музыкальных произведениях Рихарда Вагнера используются для обозначения или характеристики определённого лица, предмета, явления, эмоции или отвлечённого понятия. 4
Музыковеды различают два уровня лейтмотивов у Вагнера: формообразующий (структурный) и драматургический (семантический). 1
На первом уровне лейтмотивы присваиваются персонажам драмы, их взаимодействие отражает сложный процесс познания личности. 1 Например, лейтмотив Зигмунда и Зиглинды появляется уже в первых тактах «Валькирии», опережая литературный ряд и как бы подсказывая будущий ход событий (зарождение любви героев). 1
На втором уровне лейтмотивы могут выражать безличные отвлечённые понятия. 2 Например, это краткие мотивы, которые лишены тепла человеческого дыхания, не способны к развитию и не имеют между собой внутренней связи. 2
Лейтмотивы плавно переходят друг в друга, сочетаются в одновременном звучании, постоянно видоизменяются, но каждый раз они узнаются слушателем, прочно усвоившим закреплённое за ними смысловое значение. 2