Культ гостеприимства в культуре народов Кавказа проявлялся в следующих аспектах:
- Безвозмездность. 2 Хозяин дома получал только нематериальную выгоду от своего гостеприимства — уважение односельчан. 2 Гость же получал от хозяина постель, пищу и всё необходимое без всякого вознаграждения. 4
- Защита гостя. 4 Хозяин должен был не только развлекать и угощать гостя, но и защищать его в случае необходимости, даже если это стоило ему жизни. 4 Он нес моральную и юридическую ответственность перед семьёй и народом гостя. 4
- Почёт и уважение к гостю. 3 Если гость был стар, для беседы приглашали родных и соседей хозяина, подходящих по возрасту. 3 Если молодой — вызывали молодёжь, приглашали девушек, устраивали танцы. 3
- Поэтизация и идеализация гостеприимства. 1 Это явление прослеживается в фольклоре горцев, например, в виде пословиц: «Гость — посланник Бога». 14
Куначество в культуре народов Кавказа проявлялось как форма развития гостеприимства, когда двое мужчин, не приходящихся друг другу кровными родственниками и не состоящие в одной общине, вступали в близкие дружеские отношения. 25 Как правило, кунаками становились люди разных народностей. 2
Некоторые особенности куначества:
- Постоянные и нерушимые узы дружбы. 1 Кунаки были связаны между собой и должны были быть верны при любых обстоятельствах. 1
- Обязанности кунака. 2 Кунак был обязан ценой своей жизни защищать побратима, он по первому зову должен был откликнуться на просьбу о помощи, кунак в любое время года и суток, вне зависимости от материального состояния и состояния здоровья, должен был принять брата в своём доме. 2
- Многопоколенческий характер. 2 Часто кунаками были дети и внуки «гостя» и «хозяина». 2