Константин Станиславский учил актёров работать с воображением и эмоциональной памятью, предлагая следующие методы:
Для развития воображения Станиславский рекомендовал актёрам наблюдать жизнь, отмечать в записных книжках то, что поражает в жизни. 1 Важным этапом в развитии воображения считалось наблюдение по памяти: вызывая в памяти давно прошедшие события или чувства, актёр как бы заново наблюдал их, открывая новые подробности. 1
Станиславский предостерегал учеников от мечтания «в никуда» и говорил, что воображение должно толкать, вызывать сначала внутреннее, а потом и внешнее действие. 1 Он настаивал на том, что создавать внутренние видения нужно в самом начале работы над ролью, ещё до того, как актёр выучит текст. 1
Для работы с эмоциональной памятью Станиславский предлагал актёрам глубоко изучать своих персонажей: узнавать их биографии, мотивации, характерные особенности. 2 Он считал, что для создания по-настоящему живого и правдоподобного образа на сцене актёр должен не просто придумывать эмоции, а проживать их. 2
Например, если персонаж должен испытывать радость при встрече со старым другом, актёру следовало сначала погрузиться в конкретные физические действия, которые пробудят это чувство: оживлённая походка, искренняя улыбка, тёплые объятия. 2 Только чувствуя реальное телесное проявление эмоции, актёр мог передать зрителям правдивую радость. 2