Композиторы XX века использовали тембр в своих произведениях разными способами, среди них:
- Эксперименты в области структуры оркестра. 3 Появились сочинения для частичных и «экстренных» составов, что позволяло получать уникальный тембровый микст и по-своему выстраивать баланс оркестровых тембров и групп. 3
- Введение нового тембрового материала. 3 В состав оркестра включали дополнительные инструменты, которые «раскрашивали» его колорит. 3 Например, использовали флексатон, бубенцы, испанские кастаньеты, деревянную коробочку, трещотку, бич-хлопушку, сирену, ветряную машину, ластру. 3
- Использование электроинструментов. 3 Стремление расширить тембровую палитру оркестра привело к включению в него электроинструментов («волны Мартено», электрогитара, электроскрипка и другие). 3
- Применение сонорной техники композиции. 4 В таких композициях главная звуковая единица — не отдельный звук, а сонор — комбинация звуков разной высоты и тембра. 4 Для этого композиторы нередко меняли звуковую природу инструментов и использовали различные предметы, из которых возможно извлекать какие-либо звуки. 4
- Использование техники пуантилизма. 2 В ней большое внимание уделялось отдельно звучащим звукам. 2 Технику пуантилизма применяли в своём творчестве композиторы К. Штокхаузен, Л. Ноно, П. Булез. 2
- Применение техники примитивизма. 2 Композиторы Ф. Гласс, С. Райх и Т. Райли применяли её — подражание звукам природы, стремление к естественности и простоте. 2