Композиторы XX века использовали тембр в своих произведениях разными способами, среди них:
Эксперименты в области структуры оркестра. cheloveknauka.com Появились сочинения для частичных и «экстренных» составов, что позволяло получать уникальный тембровый микст и по-своему выстраивать баланс оркестровых тембров и групп. cheloveknauka.com
Введение нового тембрового материала. cheloveknauka.com В состав оркестра включали дополнительные инструменты, которые «раскрашивали» его колорит. cheloveknauka.com Например, использовали флексатон, бубенцы, испанские кастаньеты, деревянную коробочку, трещотку, бич-хлопушку, сирену, ветряную машину, ластру. cheloveknauka.com
Использование электроинструментов. cheloveknauka.com Стремление расширить тембровую палитру оркестра привело к включению в него электроинструментов («волны Мартено», электрогитара, электроскрипка и другие). cheloveknauka.com
Применение сонорной техники композиции. ftp.lgaki.info В таких композициях главная звуковая единица — не отдельный звук, а сонор — комбинация звуков разной высоты и тембра. ftp.lgaki.info Для этого композиторы нередко меняли звуковую природу инструментов и использовали различные предметы, из которых возможно извлекать какие-либо звуки. ftp.lgaki.info
Использование техники пуантилизма. m.ok.ru В ней большое внимание уделялось отдельно звучащим звукам. m.ok.ru Технику пуантилизма применяли в своём творчестве композиторы К. Штокхаузен, Л. Ноно, П. Булез. m.ok.ru
Применение техники примитивизма. m.ok.ru Композиторы Ф. Гласс, С. Райх и Т. Райли применяли её — подражание звукам природы, стремление к естественности и простоте. m.ok.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.