Композитор работает с исполнителями и театральными постановками, создавая музыку на конкретном материале, отталкиваясь от текста пьесы и игры актёра. 1
Процесс работы композитора над музыкой к спектаклю можно условно разделить на следующие моменты: 1
- Знакомство с пьесой. 1 Композитор должен договориться с режиссёром о смысле произведения, его основной идее. 1
- Беседы с режиссёром об идее пьесы, сюжете, характере действующих лиц. 1
- Присутствие на репетициях. 1 Композитор должен уметь улавливать тональность отдельных сцен и монологов, чувствовать характер спектакля. 1
- Разработка и уточнение режиссёрского плана музыкального оформления. 1
- Определение места включения и хронометража музыкальных кусков в пьесе. 1
- Работа над музыкальными этюдами, определение мелодии, ритма, нахождение лейтмотивов. 1
- Сдача режиссёру клавира музыки. 1
- Включение музыки в текст пьесы при репетициях в выгородке, творческое участие в этих репетициях. 1
- Оркестровка музыки, выбор характерных тембров звучания, создание музыкальной партитуры, включение музыки в действие во время репетиций на сцене. 1
Некоторые композиторы участвуют в постановочном процессе, разучивают с актёрами-певцами их роли-партии. 2
Также композитор определяет музыкальные реплики, заполняющие или связывающие отдельные куски действия: сигналы труб, колокольный звон, фанфары, музыкальный аккорд и т. д.. 1