Колоратура (итал. coloratura — «украшение») — совокупность орнаментальных приёмов в вокальной музыке, прежде всего в классической опере, особенно итальянской и французской опере периода барокко (XVII–XVIII вв.), классицизма (вторая половина XVIII века) и раннего романтизма (первая половина XIX века). 34
В европейской музыке средних веков и эпохи Возрождения колоратура применялась в одноголосии (аллилуйя в разных локальных традициях григорианского хорала) и в многоголосии как элемент импровизации (мотеты, мадригалы, шансон и др.). 1
Начиная с XVI века колоратуру вводили в каждом отрывке преимущественно только в одном из голосов, а в басу её число ограничивали. 1
В итальянской опере колоратура важнейшее значение приобрела в середине XVII века, став составной частью арии. 12 Она располагалась преимущественно в конце каждого из разделов арии и состояла из трелей, пассажей широкого диапазона, скачков на широкие интервалы, мелодических секвенций и т. п.. 12
Во французской опере, где музыка, как правило, более тесно связана с текстом, колоратура нашла ограниченное применение и использовалась в основном для специальных художественных задач. 1
В немецкой и австрийской опере колоратура приобрела существенное значение лишь в отдельных сочинениях («Похищение из сераля», «Волшебная флейта» В. А. Моцарта; «Оберон» К. М. фон Вебера). 1
Революция в оперном жанре второй половины XIX века, связанная с именами позднего Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини и особенно Рихарда Вагнера, практически вывела колоратуру из активного композиторского употребления. 34
В XX веке колоратура вновь стала важным выразительным средством в творчестве Р. Штрауса, возродившего некоторые оперные формы XVIII века («Ариадна на Наксосе»). 12 Она встречается и в операх представителей новой музыки («Лулу» А. Берга). 1
В русской музыке образцы колоратуры — в операх «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. 1