Караваджо использовал свет и тень в своей работе, применяя приём тенебросо: луч света неравномерно охватывал пространство картины, выделяя из темноты отдельные фигуры. 2 Так объекты получались более объёмными и рельефными. 2
Некоторые особенности использования света и тени Караваджо:
- Использование одного доминирующего источника света. 5 Художник писал картины в закрытом помещении с маленьким круглым окошком, которое называлось «бычий глаз». 5 Луч света, проходивший с улицы в это окошко, был ограничен по площади. 5
- Усиление контраста между светом и тенью. 3 Караваджо никогда не изображал свои фигуры в солнечном освещении, но всегда размещал их в полутёмной атмосфере закрытой комнаты. 3 Он направлял высоко расположенный источник света вертикально на наиболее значимые участки тел, оставляя другие части в темноте. 3
- Использование света, отражённого от ярко освещённых предметов. 5 Все остальные элементы композиции освещались светом, отражённым от ярко освещённых предметов. 5
Техника светотени, которую использовал Караваджо, стала основой для формирования нового реалистического стиля в искусстве. 1