Каприччио повлияло на развитие музыкальных жанров следующим образом:
- В конце XVI — начале XVII веков каприччио использовали для обозначения инструментальных пьес свободного строения, основанных на имитации. 2 Этот жанр стал одним из истоков фуги. 2
- В начале XIX века Н. Паганини в своих «24 каприччи» для скрипки соло вдохнул в форму каприччио новое содержание, создав художественные произведения, в которых полёт фантазии и «игра трудностями» сочетаются с богатством музыкальной мысли. 1
- В клавирной и фортепианной музыке развитие жанра шло от программного «каприччо» Баха, скерцозных каприччи Гайдна и Бетховена к характерной фортепианной пьесе (К. М. Вебер, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, А. Дворжак). 1
- В оркестровой музыке XIX века каприччио, подобно фантазии и рапсодии, стало пьесой с ярко выраженной национальной окраской музыкального материала («Итальянское каприччио» Чайковского, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Арабское каприччио» Сен-Санса и др.). 1
Таким образом, каприччио предоставил возможность композиторам и исполнителям проявлять свою творческую свободу и виртуозность, создавая яркие и запоминающиеся музыкальные образы. 5