Техника вокального исполнения изменялась в зависимости от эпохи и музыкальных стилей. 2
В эпоху барокко звучание голоса имело инструментальный характер. 4 Важными критериями были ясность и чёткость произносимого текста, акустические свойства голоса. 3 Особенностью вокального дыхания было использование преимущественного грудного типа. 3 Для исполнения произведений требовался меньший объём воздуха, так как не требовалось мощное звучание. 2 Для быстрых пассажей и чёткой артикуляции использовались короткие, частые вдохи. 2
В эпоху романтизма для опер композиторов-романтиков требовались крупные голоса, которые могли покрыть обновлённый и расширенный оркестровый состав и воплотить масштабные эмоции. 3 Характерными чертами стиля исполнения вокальных произведений стали широкие кантиленные фразы, динамические контрасты, эмоциональная насыщенность. 2 Певцам предлагалась новая дыхательная техника: нижнереберно-диафрагмальное дыхание, эмоциональная задержка дыхания перед кульминациями, имитация нехватки воздуха для драматизма. 2
В современной (20–21 вв.) академической музыке характерны атональность, диссонансы, сложные ритмы, эксперименты с тембром и дыханием. 2 Для исполнения требуется умение быстро менять типы дыхания, использовать «прерывистое» дыхание для исполнения сложных ритмических рисунков, осознанно включать шумовое дыхание, если этого требует партитура. 2
Таким образом, эволюция вокального исполнения отражает не только смену музыкальных стилей, но и изменение самого восприятия человеческого голоса. 2