Роль сопрано в оперном искусстве менялась на протяжении истории, например:
- В эпоху барокко сопрано активно включалось в театрально-концертную жизнь и приобретало особый символический смысл. 3 В вокальной музыке верхний голос исполнял сопрано, другие голоса из-за более низкого регистра хуже подходили для этой цели. 3
- В XVIII веке в опере главенствовали кастраты, даже примадонны-сопрано часто должны были довольствоваться положением «вторых» звёзд. 1 При этом оперные примадонны обладали огромной импровизаторской свободой и могли изменить произведение до неузнаваемости. 4
- В XIX веке певцам предъявлялись иные технические требования, чем в предшествующем веке. 1 Оперные театры стали больше, композиторы всё чаще увеличивали состав оркестра и заставляли его звучать громче, что требовало от певцов увеличения силы голоса. 1 Это повлекло за собой рассвет «драматических» голосов. 1
- В начале XX века певцы исполняли все романтические оперы в «веристской» манере, но в середине прошлого столетия начался процесс наведения стилистического порядка. 1 Для итальянской оперы применялся один тип пения, а для Вагнера — совсем иной. 1
- В XX веке для исполнения опер Россини, Беллини, Доницетти певицы обратились к вокальным трактам той эпохи, стали изучать нотные тетради примадонн современниц композитора. 4 Всё это привело к многообразию интерпретаций. 4
Таким образом, роль сопрано в оперном искусстве менялась в зависимости от эпохи и требований к исполнительству.