Роль каламбуров в разных литературных эпохах менялась, например:
- В языческие времена в разных культурах существовало явление «мистического каламбура» — созвучия и многозначности слов в заговорах и молитвах, обращённых к силам природы. 2
- В эпоху Возрождения, в XIV–XVI веках, в литературе появились комические каламбуры. 2 Например, ими насыщено творчество Уильяма Шекспира. 2
- В русской литературе каламбуры стали популярны на рубеже XVII–XVIII веков. 2 Поэт Гавриил Державин обыграл имена Наполеона и Петра Багратиона: «Наполеон — на поле он» и «Багратион — бог рати он». 2
- В первой половине XIX века в каламбурах появились галлицизмы (в том числе и кальки с французского) в результате политических, экономических и культурных связей России и Франции. 1
- Во второй половине XIX века Д. Д. Минаевым были разработаны графические приёмы, позволяющие обмануть бдительную цензуру. 1
- После октябрьского переворота, в эпоху «героических свершений», каламбур оказался как бы не у дел. 4 Однако он занял заметное место в творчестве некоторых советских и современных писателей, в первую очередь, Владимира Маяковского и Владимира Высоцкого. 4