Хореография балета «Корсар» менялась на протяжении его истории, добавлялись новые вариации и музыкальные части, но сюжет оставался неизменным. vk.com {8-host}
Некоторые изменения в хореографии:
- В 1868 году Петипа сделал собственную редакцию балета, в которой приключения корсаров уступали место танцам пленниц. anna-g.livejournal.com В этой версии появилась картина «Оживлённый сад» — украшение балета и шедевр хореографического искусства. anna-g.livejournal.com Также были поставлены «Форбан» — танец корсаров с подружками, и Гран па с веерами. anna-g.livejournal.com
- В 1880 и 1899 годах редакции балета совершенствовались под руководством самого Петипа. anna-g.livejournal.com Он продолжал усиливать танцевальную составляющую, менялись местами картины и порядок танцев. anna-g.livejournal.com Возникали вариации трёх одалисок, то появлялся, то исчезал «Маленький Корсар». anna-g.livejournal.com
- В 1915 году Самуил Андрианов, исполнитель партии Конрада, сочинил для сцены в гроте pas d'action Медоры, Конрада и раба. vk.com
- В 1955 году в постановке МАЛЕГОТа сюжет балета осовременивался в соответствии с требованиями советской идеологии. anna-g.livejournal.com
- В 1973 году балет восстанавливался в Кировском театре Константином Сергеевым, снова по основе Петипа. anna-g.livejournal.com
- В 1987 году на сцену пришла версия «Корсара» в редакции Петра Гусева. vk.com В новом спектакле по либретто, отредактированному Юрием Слонимским, уже не было подробностей гаремного быта во дворце паши, из списка персонажей исчезла султанша Зюльма, была убрана сцена кораблекрушения и чудесного спасения в финале. vk.com
Музыка балета «Корсар» также менялась: изначально её написал Адольф Адан, но впоследствии балет по необходимости дополнялся музыкой разных авторов. www.belcanto.ru {6-host} В нынешней версии, кроме первоначальной музыки Адана, присутствуют вставки авторства Цезаря Пуни, Лео Делиба, Риккардо Дриго, Петра Ольденбургского, Альберта Цабеля. anna-g.livejournal.com {6-host}
Например, Цезарь Пуни в 1858 году дополнил спектакль своими музыкальными номерами и оркестровками для петербургской постановки балета. {7-host} Делиб написал музыку для «Оживлённого сада» в 1868 году, а Дриго — вальс и адажио для возобновления балета в 1899 году. {6-host}