С развитием литературных течений роль перекрёстной рифмы в русской поэзии менялась, например:
- В допушкинскую эпоху поэты рифмовали «для глаз», заботясь, чтобы в рифмующихся окончаниях стояли одни и те же буквы. ru.wikisource.org Поэты пушкинской школы уже стали искать тождества звуков, часто подчиняясь орфографическому принципу, сходству в написании слов. ru.wikisource.org
- Лермонтов положил начало дактилической рифме, которую канонизировал Некрасов. a4format.ru А. К. Толстой узаконивал приблизительные рифмы. a4format.ru
- К концу XIX века говорили о кризисе русской рифмы, несмотря на расширение рифменного репертуара. a4format.ru Символисты (Блок, а за ним Хлебников) начали пользоваться неточными рифмами. a4format.ru
- С середины 1910-х массовое внедрение неточных рифм связано с творчеством Маяковского и поэтов его круга. a4format.ru «Новая рифма» (как её называл Брюсов) завоевала русскую поэзию, затрагивая даже поэтов «традиционного» направления (Ахматова). a4format.ru
- В конце 1950-х — начале 1960-х произошёл новый взлёт рифменного творчества (Евтушенко, Рождественский, Вознесенский). a4format.ru Вновь появились поэты с преобладанием неточных рифм. a4format.ru
Таким образом, с развитием литературных течений происходила эволюция рифмы и способов рифмования, что отражалось на роли перекрёстной рифмы в русской поэзии.