В литературе XX века жанр трагикомедии редко реализуется в чётких жанровых формах. 2 Скорее, трагикомическое воплощается на уровне мировоззрения и миропонимания. 2
Некоторые изменения жанра:
- Фокус на внутреннем мире человека. 1 В произведениях XX века часто важнее оказывается «личное», даже «бытовое», а не высокие деяния и исторические задачи. 1
- Появление «маленького человека». 2 «Новая драма» рубежа XX–XXI веков предложила публике героя, способного задаваться гамлетовскими вопросами, но не готового совершать гамлетовские поступки. 2
- Отказ от выражения авторской позиции. 2 Например, Людмила Петрушевская декларативно отказалась от того, чтобы выражать какую-либо «авторскую позицию» и давать какие-либо оценки своим героям. 2
- Использование трагикомического эффекта. 3 Драматурги отражают одни и те же явления действительности одновременно в комическом и трагическом освещении, при этом ни комическое, ни трагическое не умаляют, а чаще усиливают друг друга. 3