Понятие каприс (каприччио) в истории классической музыки менялось, например:
- В XVI веке каприсами называли многоголосные вокальные пьесы типа мадригалов. www.belcanto.ru
- В XVII веке жанр был связан уже не с вокальным мадригалом, а с инструментальными полифоническими пьесами типа ричеркара, прелюдии, канцоны, фантазии. www.belcanto.ru В это время сложилась основная особенность каприса — свободная форма. www.belcanto.ru
- В эпоху классицизма жанр каприччио принадлежал обыкновенно к инструментальной музыке, хотя к середине XVIII века название стало использоваться и для каденций, особенно сочиняемых самими композиторами. ru.ruwiki.ru
- В эпоху романтизма акцент в жанровом обозначении «каприччио» сместился в сторону «виртуозного изыска» сочинения. ru.ruwiki.ru В этом смысле наиболее показательны 24 каприса для скрипки соло Николо Паганини. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org
- В XIX веке каприсами чаще назывались сольные виртуозные сочинения для одного инструмента, например скрипичные каприсы Н. Паганини. www.belcanto.ru А каприччио (или каприччо) чаще называли оркестровые пьесы, нередко танцевального характера. www.belcanto.ru
Таким образом, изначально каприс был связан с вокальными пьесами, а в дальнейшем стал обозначать различные музыкальные жанры, включая виртуозные сольные и оркестровые произведения.