Концепция навязчивой идеи в современной музыке заключается в том, что многие авторы песен делают так, чтобы текст, мелодия и смысл композиции были максимально просты и примитивны. 2 Незамысловатая мелодия легко запоминается и, соответственно, воспроизводится внутренним слухом. 2
Также, по мнению музыковеда Патрика Метцгера, в современной поп-культуре используется повторяющаяся музыкальная фраза, которую он назвал millennial whoop (возглас миллениалов). 4 Это последовательность нот, чередующаяся между третьей и пятой ступенью мажорной гаммы, которую можно услышать почти в любой популярной песне. 4
Кроме того, на особенности человеческого мозга строится музыкальная и поэтическая субкультура, когда песня повторяется в течение 40–45 дней, пока мозг не привыкнет к ней и не запомнит её. 6 Потом будущий шлягер убирается из ротации, а через два-три месяца человек слышит его на волне радиостанции или в рекламе концерта. 6 Мозг автоматически узнаёт мелодию и поощряет это узнавание. 6