В голландской живописи XVII века, в частности в картинах «малых голландцев», использование стаффажа закреплялось цеховым правилом разделения труда: один живописец писал небо, другой — деревья или корабли в море, третий — фигуры людей, четвёртый — стаффаж. ru.ruwiki.ru
Стаффаж мог вводиться в картину с различными целями: theheritage.ru
- Создание ощущения глубины и пространственной перспективы. theheritage.ru Размещая маленькие фигурки на переднем и дальнем планах, художники вызывали у зрителя впечатление реалистичной глубины изображаемого пространства. theheritage.ru
- Передача масштаба и соразмерности изображённых объектов. theheritage.ru Соотнося размер фигурок с архитектурой, ландшафтом или крупными предметами, живописцы наделяли свои работы большей убедительностью. theheritage.ru
- Раскрытие сюжета и создание эмоционального настроя картины. theheritage.ru Крошечные фигурки людей, животных, сцены бытовой жизни не только придавали дополнительную динамику композиции, но и позволяли художникам выражать своё отношение к изображаемому, комментировать и интерпретировать основной сюжет. theheritage.ru
Примеры виртуозного применения стаффажа можно встретить в творчестве голландских живописцев «малых голландцев» XVII века — Яна Вермеера, Герхарда Терборха, Питера де Хоха. theheritage.ru В их работах мельчайшие детали интерьеров, сценки повседневной жизни, мимолетные движения персонажей создавали эффект «картины в картине», обогащая восприятие зрителя. theheritage.ru