Испанский танец чакона повлиял на развитие классической музыки, так как музыкальная тема чаконы, наряду с сарабандой, фолией и пассакальей, повлияла на общеевропейскую композиторскую практику. 12
Испанские инструменталисты XVI века сумели раскрыть в своих сочинениях мелодико-ритмическое богатство иберо-американской народной музыки. 1 Со временем чакона распространилась в Европе и видоизменилась: стала медленным плавным танцем сосредоточенно-величавого характера с лирическим оттенком, чаще в миноре. 15
Композиторы XVII–XVIII веков применяли форму чаконы в оперных финалах. 1 С XVIII века слово «чакона» стало применяться к нетанцевальным пьесам в форме полифонических вариаций с неизменным басом. 13
Некоторые композиторы, которые обращались к жанру чаконы: И. С. Бах (чакона из партиты ре минор), И. Пахельбель, Бетховен, Брамс, Барток, Щедрин. 13