В разные эпохи искусство по-разному изображало тщеславие, например:
В эпоху барокко тщеславие символизировал жанр живописи ванитас (лат. vanitas — суета, тщеславие, бренность). 1 Это аллегорический натюрморт, центром которого традиционно был человеческий череп. 14 Такие картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. 4
В эпоху Возрождения тщеславие часто изображали с помощью символа зеркала, который был традиционным символом гордыни. 5 Например, в серии гравюр Питера Брейгеля «Семь смертных грехов». 5 Иногда зеркала обрамляли рамами с изображением страстей Господних, чтобы уменьшить вред от любования собой. 5
В эпоху романтизма художники сконцентрировались на выразительном изображении чувств и переживаний человека. 8 Выразительными средствами романтической живописи стали яркий, насыщенный колорит, контрастное освещение, эмоциональность манеры мазка, фактуры. 8 Художники часто обращались к языку намёков и символов. 8
Также в литературе, например в произведениях классицизма, тщеславие могли изображать в «низких» жанрах, таких как комедия, басня, сатира. 2 В них героями выступали представители низов общества, а язык произведений был прост, груб, с двусмысленными намёками и игрой слов. 2