Иммерсивный театр эволюционировал от ранних экспериментов к современным форматам через попытку стереть границу между зрителем и артистом. 1
Ранние эксперименты проводились в 60-х годах прошлого века в экспериментальных лабораториях по всему миру. 1 Например, The Living Theatre (США) устраивал политически заряжённые перформансы, иногда в полном взаимодействии с публикой. 1 Jerzy Grotowski (Польша) разработал концепцию «бедного театра», где всё лишнее убиралось, а главный акцент делался на живом контакте. 1 Peter Brook (Великобритания) создавал спектакли, в которых зритель чувствовал себя участником действия, а не пассивным наблюдателем. 1
В 2000-х годах пионером нового формата театра стала британская группа Punchdrunk. 2 Их спектакль Sleep No More, являющийся иммерсивной версией «Макбета» Уильяма Шекспира, перевернул представление о театре. 2 Люди могли прогуливаться по этажам здания, где каждая комната представляла сюжет. 2
После Sleep No More иммерсивные спектакли начали появляться по всему миру. 1 Например, Then She Fell (США) — по мотивам «Алисы в Стране чудес», в старой больнице, с ограниченным числом зрителей. 1
Затем началась новая волна — смешение форматов, где спектакли стали проходить в кафе, барах, квартирах. 1 Это сделало формат доступным, живым и близким. 1
В современном мире грань между видами иммерсивного театра смывается. 4 В постановках активно используют VR- и AR-технологии, которые также называют иммерсивным театром. 5 Однако единого мнения о том, можно ли считать их таковыми, нет. 5