Художники-колористы используют принцип одновременного контраста для создания цветовых эффектов следующим образом:
- Акцентируют чистоту и звучность цвета. 1 При сопоставлении менее насыщенных цветов (светлых или тёмных) эффект контраста больше, чем при сопоставлении насыщенных цветов. 1
- Добиваются нужного эффекта, играя на ассоциациях и восприятии температуры цвета. 3 Холодный и тёплый цвет, расположенные рядом, усиливают свойства друг друга. 3
- Проверяют, как цвета будут смотреться вместе. 2 Прежде чем нанести их на холст, художник рисует небольшие образцы каждого цвета на отдельных карточках и подносит эти карточки близко друг к другу и подальше друг от друга, чтобы увидеть, как меняется каждый цвет. 2
Например, Ван Гог использовал одновременный контраст дополнительных цветов, чтобы передать сильные эмоции. 2 Так, в картине «Терраса кафе на площади Форум, Арль» (1888) художник применял яркие синие и жёлто-оранжевые тона, а в «Ночном кафе в Арле» (1888) — красные и зелёные тона. 2