Художники используют диагональные линии для передачи движения в своих работах, направляя взгляд зрителя вдоль линии и создавая иллюзию движения. 1
Например, если диагональ идёт из левого верхнего угла в правый нижний, то возникает ощущение движения с горы вниз, по аналогии с движением глаза. 2 Если же диагональ идёт из левого нижнего в правый верхний угол, то получается движение вверх. 2
Также диагональные линии придают динамическое напряжение даже совершенно неподвижным объектам, например зданиям. 4 Например, если разместить здание под углом, как мы редко видим его в повседневной жизни, то положение наблюдателя будет казаться неустойчивым, и в картине сразу почувствуется динамика. 4
Сочетая диагонали с горизонталями, можно «регулировать скорость» композиции. 5 Например, в картине 1931 года Александра Дейнеки «Лыжники» меньше горизонталей, а диагонали расположены более хаотично, за счёт чего картина воспринимается динамичнее, скорость движения кажется выше. 5