Художники и скульпторы использовали модели по-разному в зависимости от вида творчества и этапов работы над произведением.
В русской художественной практике XIX века для работы над произведениями использовали натурщиков. 1 Сеансы проводились с искусственным освещением, чтобы точнее выделить детали мускулатуры модели. 1 Профессор придавал натурщику позу, которая была представлена в классической скульптуре или живописи. 1 Натурщик выдерживал заданную позу в течение недели, что давало студентам возможность закончить рисунок и сдать его преподавателю на оценку. 1
Скульптурные анималистические модели — ещё один этап творческого процесса. 2 Они помогают воплотить творческую идею в реальность. 2 Скульптурный эскиз уже даёт первое представление о модели. 2 Когда художника устраивает пластический вариант этюда, выполненного в глине или гипсе, он переносит его в конечный материал — дерево, камень, бронзу. 2
В современной скульптуре используют 3D-модели, которые позволяют по-новому работать со скульптурой. 4 Созданный в цифровом виде прообраз автоматически воплощается в материале. 4 Например, с помощью 3D-принтера и наноматериалов создают объекты крупных форм. 4 Также используют программы для цифровой скульптуры, которые позволяют производить различные манипуляции над 3D-моделями, как если бы скульптор работал над обычной глиной или камнем. 5