Вопросы к Поиску с Алисой
В русской классической поэзии город, в частности Петербург, воспринимался по-разному в зависимости от эпохи и точки зрения поэта. www.litra.ru vk.com
Для поэтов XVIII века (Ломоносова, Сумарокова, Державина и других) Петербург представал как «преславный град», «Северный Рим», «Северная Пальмира». vk.com Поэты сравнивали его с великими городами древности, с Афинами и Римом, имея в виду, что Петербург так же, как и они, есть средоточение великой культуры и столица великой страны. litera.su
В начале XIX века образ северной столицы в поэзии — это город больших надежд, благородных стремлений, город Пушкина и декабристов. www.litra.ru Например, Батюшков воспринимал Петербург как произведение искусства, Вяземский писал, что именно здесь произошёл «юных русских муз блистательный рассвет», а Баратынский называл Петроград «русскими Афинами». www.litra.ru
В произведениях поэтов-декабристов Петербург представал в ином, непривычном свете. www.litra.ru Так, у Бестужева-Марлинского наименование «Северная Пальмира» сменилось на «роскошный Вавилон». www.litra.ru У Рылеева Петербург — гибельное место. www.litra.ru
В 30–40-е годы был популярен мотив затопленного стихией города, петербургского апокалипсиса. litera.su Эти образы особенно полюбились славянофилам, для которых Петербург был олицетворением насильственной европеизации, мёртвенности и холодности. litera.su
К середине века в поэзию всё больше проникают социальные проблемы. litera.su Петербург — город контрастов, где большой и несчастный, как и вся Россия, но противопоставленный ей у Некрасова город предстаёт инородным телом в организме России. litera.su