Доппельгангер в литературе эпохи романтизма — двойник человека, проявляющийся как тёмная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю. 15
Некоторые аспекты отражения феномена доппельгангера в литературе:
- Символ тёмной стороны личности. 3 Например, в «Джекиле и Хайде» Роберта Льюиса Стивенсона доппельгангер представляет собой тёмную сторону личности доктора Джекила, его тёмные желания и склонность к злу. 3 В «Смерти в Венеции» Томаса Манна доппельгангер героя является воплощением его страха перед старением и смертью. 3
- Предвестник беды. 3 Так, в «Господине Томасе Андерсе» Генри Джеймса доппельгангер представляет собой предвестника трагической судьбы героя. 3 А в «Пиковой даме» Александра Пушкина доппельгангер является символом смерти и гибели. 3
- Проекция сознания. 3 Доппельгангер может быть проекцией сознания героя, отражая его внутренние конфликты и заблуждения. 3 В «Странном случае доктора Джекила и мистера Хайда» доппельгангер — это проекция беспокойного сознания героя, которое борется с добром и злом. 3 В «Преступлении и наказании» Фёдора Достоевского доппельгангер героя является символом его внутреннего раздвоения и конфликта со своей совестью. 3
- Двойник души. 3 Он может быть воспринят как двойник души героя, отражая его глубинные желания, страхи, а иногда и бессознательное. 3 В «Франкенштейне» Мэри Шелли доппельгангер является символом бессознательной стороны героя, его страха перед собственным созданием. 3 В «Дракуле» Брэма Стокера доппельгангер является символом тени героя, его страха перед тёмным началом в себе. 3
- Отражение реальности. 3 Доппельгангер может быть воспринят как отражение реальности, которое герой не хочет признать. 3 В «Психо» Альфреда Хичкока доппельгангер является символом тёмной стороны личности героя, которую он пытается отрицать. 3