Понятие возвышенного в истории эстетических учений эволюционировало следующим образом:
- В античности возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства. 2 В трактате «О возвышенном», написанном Псевдо-Лонгином, эта категория рассматривалась преимущественно в связи с риторическими приёмами. 12
- В Средневековье проблема возвышенного не ставилась на теоретическом уровне, но дух возвышенного пронизывал все основные составляющие средневековой культуры. 1 Возвышенное ассоциировалось с Богом, который, как объект духовного созерцания, рождал у верующего человека чувства восторга и страха. 4
- В эпоху Возрождения возвышенное трактовалось как яркое проявление подлинной человеческой сущности. 4 Гуманизм превозносил в человеке титаническое, дерзновенное, творческое начало. 4
- В Новое время сложились два подхода к возвышенному. 4 Первый основан на противопоставлении возвышенного и прекрасного, представлен в работе английского публициста Э. Берка. 4 Второй подход, характерный для эстетики Нового времени, состоит в сближении возвышенного и прекрасного. 4 Французские эстетики XIX века А. Сурио, Н. Жоффруа понимали возвышенное как высшую степень прекрасного. 4
- В философии К. Маркса возвышенное носит социальный характер, его основой является творческая и деятельностная природа человека. 4
- Мыслители XX — начала XXI века пытаются модернизировать классический опыт понимания возвышенного. 4 Так, в эстетической теории немецкого мыслителя Т. Адорно возвышенное рассматривается как торжество человеческого духа над превосходящими его силами, природными и социальными феноменами. 4 По Ж.-Ф. Лиотару, возвышенное — это представление непредставимого, чувство, включающее в себя сочетание удовольствия от того, что разум превосходит всякое представление, и сожаление от того, что воображение не в силах соответствовать понятию. 4
Таким образом, понятие возвышенного всегда трактовалось как нечто выходящее за пределы обыденного, нечто, превосходящее человека, грандиозное, мощное, величественное. 4