Некоторые этапы эволюции интеллектуальных развлекательных телешоу:
- В 1990-е годы на отечественном телевидении появился бум телевикторин. 1 Тогда телеканалы начали активно закупать по франшизе западные форматы и адаптировать их под российского зрителя. 1 Так появились передачи «Своя игра» (локализованная версия американского шоу Jeopardy!), «Кто хочет стать миллионером?» (аналог британской телеигры Who wants to be a millionaire?), «Слабое звено» (адаптация британского шоу The Weakest Link), «Самый умный» (версия британской телеигры The Brainiest). 1
- В 2000-е годы формат интеллектуальной игры на деньги был вытеснен новым — эстрадно-юмористическим шоу-концертом или тележурналом. 2 Например, в «Поле чудес» преобладали элементы развлекательности и эстрады, а ведущий Л. Якубович исполнял больше всего функции шоумена-конферансье, а не интеллектуала. 2
- В 2010-е годы в системе российского телевидения зародились новые форматы телеигр: «Кто хочет стать Максимом Галкиным?» (оригинальный формат в Германии — «5 gegen Jauch»), «Десять миллионов» («The Million Pound Drop», Великобритания) в эфире канала «Россия-1», «Гений» («Mastermind», Великобритания) на телеканале «Культура», «Куб» («The Cube», Великобритания) на Первом канале, «Побег» («Exit», Великобритания) на «России-2». 2
- С приходом интернета викторины не исчезли, а, наоборот, стали ближе и доступнее. 4 Появились специальные сайты-викторины, где можно отвечать на вопросы в режиме online, и некоторые из них предусматривают денежные призы. 4
Кроме того, в последнее время в сфере развлекательных шоу активно используется искусственный интеллект. 5 Он помогает улучшить различные аспекты телепрограмм, включая анализ данных и прогнозирование, генерацию сценариев, создание визуальных эффектов и анимации, а также работу рекомендательных систем. 5