Формы диптихов в западноевропейском искусстве эволюционировали следующим образом:
- В поздней античности диптихи использовались в качестве записных книжек из слоновой кости с обложками, вырезанными низким рельефом на внешних гранях. 1
- В средневековье диптихи стали небольшими переносными произведениями для личного использования. 1 Панели часто крепились на петлях, чтобы их можно было закрыть и защитить произведение искусства. 1
- В конце XIII — XIV веках в западное искусство вернулись диптихи из слоновой кости с рельефно вырезанными религиозными сценами. 13 Центром их производства был Париж, где в готической стилистике создавались диптихи с многофигурными повествовательными сценами. 3
- Под византийским влиянием тип живописного диптиха в конце XIII века проник в Европу и стал одним из наиболее распространённых типов живописного произведения. 3 Высшего расцвета живописный диптих достиг в Италии и Германии в XIV веке, в Нидерландах — в XV веке. 3
- В XV веке распространённым предметом, который заказывали у живописцев, был алтарный диптих — двустворчатый складень, состоящий из двух деревянных панелей одинакового размера. 2 Такие диптихи складывались и раскладывались наподобие книги, некоторые до сих пор имеют металлические петли, соединяющие панели друг с другом. 2
В XVI веке форма диптиха постепенно вышла из употребления, и в искусстве Нового времени диптихом стали называть композицию из двух отдельных, но дополняющих друг друга картин. 3