Роль альтов в оперной музыке эволюционировала от второстепенной к более значимой.
В XVIII веке, когда в операх главное внимание обращалось на виртуозность вокальных партий, а не на музыкальное содержание, альт практически не использовался. 3 Он поддерживал средние голоса или усиливал басовый голос, который звучал сразу в трёх октавах. 3 Иногда композиторы даже не указывали в партитуре строчку альтов, подразумевая, что альт должен дублировать басовую партию. 3
Однако уже в оркестре Глюка значение альтов стало постепенно возрастать. 3 Это было связано с новым отношением к оркестру и инструментовке. 3 Например, в опере «Утал» французского композитора Э. Мигюля альты исполняли основной мелодический голос, разделённые на первые и вторые партии. 3
Начиная с Бетховена, альт приобрёл большее значение в оркестре. 15 Партия альтов часто делилась на два голоса, что давало возможность пользоваться подлинным многоголосием. 5 Впервые сложные альтовые партии появились у Р. Вагнера, в увертюре к опере «Тангейзер». 1
Во второй половине XX века альт стремительно завоёвывал ведущие позиции как солирующий концертный инструмент. 4 Постепенно расширялась темброво-семантическая палитра звуковых возможностей альта, появлялись оригинальные приёмы музыкальной выразительности, возникали новые виртуозно-технические требования к исполнительскому мастерству. 4
В современном искусстве, во многом благодаря Ю. Башмету, альт занял своё незаменимое место в составе оркестра и получил признание как сольный инструмент. 1 Для альта пишутся концерты, сонаты, многочисленные пьесы в разных жанрах и формах. 1