Концепция персонажа-рассказчика в литературе эволюционировала следующим образом:
- В романтизме лирический герой был в определённой степени стилизацией авторского «я». 1
- При переходе к реализму повышалась роль интонации бытового повествования, устного сказа, появлялась индивидуально окрашенная прямая речь героя-рассказчика. 1 В творчестве зачинателей реализма — Пушкина, Гоголя, Лермонтова — рассказчик изображался как самостоятельный и самоценный образ-характер. 1
- В 1840–50-е годы (период интенсивного формирования реализма как течения) появился новый тип рассказчика — интеллектуал, мечтатель, высокоорганизованная личность, обладающая системой эстетико-литературных и морально-этических воззрений, нередко дублирующих авторские. 1
- В творчестве Достоевского была создана целая галерея уникальных героев-рассказчиков, обладающих неповторимыми, своеобразными (нередко автобиографическими) чертами эмпирических личностей и богатым духовным миром, также зачастую восходящим к авторскому. 1
- В литературе ХХ века установка на максимальное отражение индивидуального внутреннего мира человека привела к обезличиванию персонажа. 2 На смену «всезнающему» автору всё чаще приходил метаавтор, вторгающийся в реальность героев и выходящий за пространство текста. 4
Кроме того, в детективных новеллах Э. По можно наблюдать эволюцию образа рассказчика от формального сюжетного компонента к смыслообразующему центру повествования. 3