Концепция персонажа-рассказчика в литературе эволюционировала следующим образом:
- В романтизме лирический герой был в определённой степени стилизацией авторского «я». www.dissercat.com
- При переходе к реализму повышалась роль интонации бытового повествования, устного сказа, появлялась индивидуально окрашенная прямая речь героя-рассказчика. www.dissercat.com В творчестве зачинателей реализма — Пушкина, Гоголя, Лермонтова — рассказчик изображался как самостоятельный и самоценный образ-характер. www.dissercat.com
- В 1840–50-е годы (период интенсивного формирования реализма как течения) появился новый тип рассказчика — интеллектуал, мечтатель, высокоорганизованная личность, обладающая системой эстетико-литературных и морально-этических воззрений, нередко дублирующих авторские. www.dissercat.com
- В творчестве Достоевского была создана целая галерея уникальных героев-рассказчиков, обладающих неповторимыми, своеобразными (нередко автобиографическими) чертами эмпирических личностей и богатым духовным миром, также зачастую восходящим к авторскому. www.dissercat.com
- В литературе ХХ века установка на максимальное отражение индивидуального внутреннего мира человека привела к обезличиванию персонажа. pgkorneev.ru На смену «всезнающему» автору всё чаще приходил метаавтор, вторгающийся в реальность героев и выходящий за пространство текста. yarcenter.ru
Кроме того, в детективных новеллах Э. По можно наблюдать эволюцию образа рассказчика от формального сюжетного компонента к смыслообразующему центру повествования. cyberleninka.ru