Жанр «песни без слов» в классической музыке эволюционировал следующим образом:
- Прообразами «песен без слов» послужили лирические фортепианные пьесы Л. Бергера и И. Мошелеса. www.belcanto.ru
- Впервые название применил Ф. Мендельсон-Бартольди, в 1830–45 годах создавший цикл из 48 пьес для фортепиано. www.belcanto.ru Благодаря Мендельсону жанр утвердился в европейской фортепианной музыке и получил широкое распространение в музыкальной культуре эпохи романтизма. cyberleninka.ru
- Многие из «песен без слов» Мендельсона приближаются к жанру песни-романса. infourok.ru Другие напоминают ноктюрны, серенады, медленные части фортепианных сонат. infourok.ru Также в этом опусе композитор использует жанр марша. infourok.ru
- Отдельные пьесы напоминают переложения для фортепиано хоровой музыки, в которых фактура приближена к хоровому четырёхголосию. infourok.ru Есть и быстрые, скерцозные миниатюры, которым присущи романтический порыв, острые ритмы, стремительное развитие музыкальной мысли. infourok.ru
- В дальнейшем подобные фортепианные миниатюры появлялись в творчестве композиторов разных стран: Эдварда Грига, Антона Рубинштейша, Габриэля Форэ и многих других. www.radiovan.fm
- В XX веке «песни без слов» писались композиторами различных направлений, в числе их авторов — А. Шёнберг (6-я ч. «Серенады» ор. 24, 1923). www.belcanto.ru
Изредка название «песня без слов» применяется к вокальным сочинениям типа вокализа, сольным и хоровым («Песня без слов» Р. Харриса для хора и 2 фп., 1922). www.belcanto.ru