Стиль морского пейзажа в живописи Ивана Айвазовского эволюционировал следующим образом:
В 40–50-е годы на полотнах Айвазовского заметно влияние Карла Брюллова. 1 Картины этого периода отличаются красочностью. 1 Например, в картине «Чесменский бой» (1848) отражены мастерство и талант художника, смелость и быстрота его манеры. 1
С 1860-х годов в живописи Айвазовского наблюдается переход от условностей романтического пейзажа к более реалистическим морским видам. 2 Романтический пафос несколько приглушается. 2 Тональность работ становится более приглушённой и естественной, Айвазовский постепенно отходит от многоцветного колорита к более сложным цветовым решениям, разрабатывая серо-голубую тональную гамму. 2
В 70-е годы на творчество Айвазовского оказали влияние передвижники. 1 Его картины становятся более реалистичными, что придаёт им большей содержательности и выразительности. 1
В последние годы жизни Айвазовский стремился найти синтетический образ моря. 1 За последние десять лет он написал несколько огромных полотен, на которых изображал неистовство морской стихии. 1 В то же время Айвазовский создал ряд картин подобной тематики, но их отличает практически монохромная цветовая гамма, основными акцентами являются свинцово-серое небо и оливково-охристое море с зеленовато-голубыми лессировками. 1