Эмоциональное состояние музыканта может как положительно, так и отрицательно влиять на качество исполнения. 1
Положительное влияние проявляется, когда эмоции способствуют активизации умственных процессов, таких как внимание, мышление, память, воображение. 1 Например, состояние увлечённости помогает искать необходимые образные ассоциации, которые определяют игровое движение. 1
Отрицательное влияние возникает, когда эмоции дезорганизуют деятельность. 1 Например, состояние стресса влияет на игровые движения исполнителя. 1 У некоторых музыкантов стрессовые состояния вызывают общую реакцию возбуждения — движения становятся беспорядочными, часто преувеличенными. 1 У других, наоборот, происходит торможение, пассивность, бездеятельность — движения становятся вялыми, теряют определённость и выразительность. 1
Также чрезмерное волнение отрицательно сказывается на исполнительской функции. 4 При чрезмерном возбуждении мозг растормаживается, и движения могут потерять свою точность. 4
Таким образом, для успешного исполнения важно, чтобы все три функции психики — интеллектуальная, эмоциональная и двигательная — действовали согласованно. 2 У каждого музыканта-исполнителя есть собственный оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который позволяет ему наиболее успешно реализовывать творческий замысел. 23