Скульпторы Древней Греции, начиная с VII века до нашей эры, пытались изображать человека в движении, используя приём контрапоста. 35
Контрапост — приём изображения фигуры, при котором положение одной части тела в пространстве противопоставлено положению другой. 35 Например, верхняя часть корпуса изображена фронтально, а нижняя — в повороте, или наоборот. 5
Некоторые особенности использования контрапоста:
- Правая и левая стороны тела в коленях и в бёдрах оказываются на разной высоте. 5
- Для сохранения равновесия тела плечи находятся в противоположном отношении: если правое колено выше левого, то правое плечо ниже левого. 5
- В результате вертикальная ось тела (тысячелетиями остававшаяся абсолютно прямой) начинает изгибаться. 5
Некоторые примеры использования контрапоста:
- Скульптура «Дорифор» Поликлета. 3 Нога у изображённого копьеносца отведена назад, благодаря чему возникает ощущение, что статуя делает шаг. 3 Свободная нога скульптуры касается земли только кончиками пальцев. 3
- Статуя «Дискобол» Мирона. 14 Скульптор сумел передать самую суть движения: краткий миг между замахом и выбросом спортивного снаряда вперёд. 4 В «Дискоболе» удивительным образом сочетаются динамика и статика, а силуэт скульптуры создаёт лихо закрученную спираль. 4