В России первые белые стихи писали христианские богословы XVII века, в частности языковед Мелетий Смотрицкий. 4 Однако популярны такие произведения стали лишь в конце XVIII века. 4 Поэт и филолог Василий Тредиаковский называл рифму «детинской сопелкой» и предлагал вовсе отказаться от неё. 4
В XVIII веке к белому стиху обращались А. Д. Кантемир и М. В. Ломоносов. 5 Белый стих гекзаметра и других античных размеров был принят в русской книжной поэзии без спора, но белые стихи в других размерах не сразу прижились в практике поэтов. 1
В начале XIX века наиболее решительным защитником белого стиха был В. Жуковский, его поддержали А. Пушкин, А. Кольцов, отчасти М. Лермонтов. 1 Всплеск популярности белого стиха пришёлся на конец XVIII — начало XIX веков, особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах. 1
Среди форм белого стиха получил особую популярность белый 5-стопный ямб, заимствованный из трагедий и «хроник» У. Шекспира. 1 Подражая ему, А. С. Пушкин использовал эту форму в «Борисе Годунове» и «Маленьких трагедиях». 1
А. К. Толстой белым 5-стопным ямбом подхватил историческую тему и развил её в драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». 12
Н. А. Некрасов обратился к белому 3-стопному ямбу в поэме «Кому на Руси жить хорошо». 1
В первой половине XIX века форма белого стиха распространилась на лирику и укоренилась в элегиях. 2
В начале ХХ века к форме белого стиха обращался А. А. Блок («Вольные мысли»). 2 Поэты Серебряного века, например Александр Блок и Анна Ахматова, использовали белые стихи для стилизации под сочинения античных поэтов. 4
Белый стих с дактилическими окончаниями использовался также как средство имитации народного стиха (поэмы «Илья Муромец» Н. М. Карамзина, 1794; «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, 1863–1877). 5