В древнегреческом и римском искусстве апофеоз использовался для обозначения обожествления государственного деятеля, героя или императора, обретения ими божественной сущности. 13
В изобразительном искусстве апофеоз обозначал изображение вознесения души умершего (обычно католического святого) в небеса, либо прославление военного или государственного лидера с помощью аллегорий. 12
В театре апофеоз применялся для финальных, торжественных сцен произведений. 13 Такие апофеозы могли быть самостоятельной частью (как правило без текста) какого-либо представления, празднества, шествия и строились на выразительных группировках и позах действующих лиц. 2
Например, в Древнем Риме сформировалась ранняя иконографическая формула апофеоза, которая включала изображение квадриги, поднимающейся по диагонали, при этом она ещё не окружалась ореолом света. 1 В древнегреческом искусстве ближайшая аналогия апофеоза — изображение вознесения Геракла после его кончины на небеса, где он стал богом. 1