При анализе образа природы (пейзажа) в художественном произведении можно использовать следующий план: 1
- Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения. 1 Пейзаж может открывать повествование, создавать определённый эмоциональный настрой у читателя, играть роль экспозиции, намечая проблематику. 1
- Определить функцию пейзажа. 1 Он может характеризовать место и время действия, помогать в раскрытии психологии героя, выражать авторское миропредставление. 1
- Выяснить, в чьем восприятии дана картина. 1 Это может быть восприятие безличного автора, повествователя, рассказчика или героя. 1 Также нужно определить способ соотношения пейзажа с героем: как окружение или как кругозор. 1
- Определить степень развёрнутости или лаконизма, детализированности или обобщённости пейзажа. 1
- Выявить общую эмоциональную тональность пейзажа. 1 Нужно определить отношение психологизма и изобразительности. 1
- Проанализировать пространство и время. 1 Нужно определить, динамичная или статичная картина, локальная или замкнутая, есть ли цветовые и звуковые детали, детали-лейтмотивы или детали-доминанты. 1
- Оценить мастерство писателя в изображении природы. 1 Нужно рассмотреть выразительные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы и т. д.) и ритмико-интонационный рисунок (плавный, замедленный или, наоборот, сжатый, напряжённый). 1
- Соотнести характер и функции пейзажа с общей концепцией произведения, авторским мироощущением, представлением писателя о гармонии или дисгармонии социального, вечного и исторически конкретного, общечеловеческого и индивидуально-неповторимого, земного и небесного. 1
Пейзажи в художественных произведениях могут быть разными и классифицироваться по разным признакам. 2 Например, по локальному признаку выделяют городской, сельский и морской пейзажи, а по эмоциональной окраске — лирические, драматические или идиллические. 2