Анализ драматического произведения можно начать с рассмотрения небольшого фрагмента, эпизода (явления, сцены и т. д.). 1
Некоторые пункты, которые можно включить в анализ эпизода:
- Дать название эпизоду и описать событие, лежащее в его основе. 1
- Назвать основных участников эпизода и пояснить их место в системе персонажей. 1
- Раскрыть особенности начала и финала эпизода. 1
- Сформулировать вопрос или проблему, находящуюся в центре внимания. 1
- Выявить и охарактеризовать тему и противоречие, лежащие в основе эпизода. 1
- Охарактеризовать героев-участников эпизода: их отношение к событию, к вопросу (проблеме), друг к другу. 1
- Кратко проанализировать речь участников диалога. 1
- Сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев). 1
- Выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую). 1
- Определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде. 1
- Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). 1
- Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог. 1
- Понять авторское отношение к событию, соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом, определить отношение автора к проблеме. 1
- Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода. 1
- Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы. 1
При анализе драматического произведения в целом можно рассмотреть следующие пункты:
- Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи. 13
- Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой. 13
- Вид и жанр драматургического произведения. 13
- Специфика организации действия драмы: разделённость на действия, сцены, акты, явления и т. д.. 13
- Афиша пьесы (действующие лица). 13 Особенности имён, главные, второстепенные и внесценические персонажи. 13
- Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т. д.. 13
- Особенности драматургического действия: внешнее — внутреннее; «на сцене» — «за сценой», динамическое (активно развивается) — статическое и т. д.. 13
- Особенности композиции пьесы. 13 Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т. д.. 13
- Специфика создания диалога в пьесе. 13 Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. 13
- Тематика пьесы. 13 Ведущие темы, ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения. 13
- Проблематика произведения. 13 Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. 13
- Специфика авторских ремарок, поясняющих действия персонажей (игру актёров), обстановку на сцене, костюмы и декорации, настроение и идею сцены или явления. 13
- Смысл названия пьесы. 13