Аккорды тоника, субдоминанта и доминанта влияют на развитие музыкальной композиции следующим образом:
- Тоника — основа тональности, главная ступень. 3 Она задаёт устойчивость и завершённость. 3 Композиция начинается с тоники и может уходить в сторону, но стремится вернуться обратно. 3 Чем дальше она отходит, тем приятнее возвращение обратно. 3
- Субдоминанта — чуть менее напряжённая точка. 3 Она часто выполняет роль подготовительной ступени перед переходом в доминанту. 3 Субдоминанта выводит композицию из устойчивого состояния и предлагает несколько возможных вариантов её развития. 1
- Доминанта — точка наибольшего напряжения, которая сильнее всего требует разрешения. 3 Когда речь идёт о последовательностях аккордов, доминанта и её возвращение к тонике играют ключевую роль. 3 Такое движение (V → I) называют каденцией, и это одно из фундаментальных явлений в гармонии. 3
Таким образом, тоника обеспечивает состояние устойчивости, субдоминанта выводит композицию из устойчивого состояния и предлагает несколько возможных вариантов её развития, а доминанта как бы «притягивает» к себе различные варианты, предложенные ранее субдоминантой, для достижения кульминации в развитии гармонического оборота и направляет его в устойчивое состояние. 1