Хлестаков из комедии Н. Гоголя «Ревизор» и Остап Бендер из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» имеют некоторые сходства. 1
И Хлестаков, и Остап — самозванцы. 1 Они собирают с провинциальных жителей деньги, окрыляют их надеждой на лучшую жизнь, раздают заведомо невыполнимые обещания, а затем исчезают, чтобы больше никогда не вернуться. 1
Как и Хлестаков, Бендер рассказывает небылицы, стремясь предстать не тем, кто он есть на самом деле. 1 Подобно герою Гоголя, к которому на пароходе «суп в кастрюльке прямо. приехал из Парижа», Бендер безапелляционно заявляет: «Мы с коллегой прибыли из Берлина. но об этом не рекомендуется говорить». 1
Сюжетные линии Хлестакова и Остапа объединяет мотив «поддельной» свадьбы. 1 Герой Гоголя делает предложение дочери городничего, не собираясь при этом жениться, Остап женится на мадам Грицацуевой, не собираясь при этом остаться в Старгороде и быть ей супругом. 1
Однако, в отличие от Остапа Бендера, Хлестаков не способен к тщательно продуманной лжи и психологическим наблюдениям, его ложь — внезапная и безудержная импровизация. 3