Да, в литературе есть приёмы описания героев, которые позволяют воспринимать их как живых в воображении читателя. 29
Некоторые из таких приёмов:
- Портрет. 17 Описание внешности, жестов, манер поведения, привычек героя. 1 Например, портрет Печорина из произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» говорит о его противоречивости. 1
- «Говорящая фамилия». 1 Это художественный приём, при котором фамилия или имя персонажа передаёт важнейшую черту его характера. 1
- Речевая характеристика. 1 Манера персонажа говорить, его интонация, особенности речи. 1 Например, речевая характеристика Простаковой в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль» указывает на её малообразованность. 1
- Внутренний монолог. 17 Речевая партия героя, обращённая к самому себе и произносимая «про себя», не вслух. 1 Например, внутренний монолог Андрея Болконского под небом Аустерлица в «Войне и мире» Толстого. 1
- Взаимохарактеристика. 17 Когда один персонаж рассказывает о другом. 1 Характеристика героя, которая даётся не автором, а вложена в уста персонажа, позволяет составить более полное представление о том, кого характеризуют. 1
- Пейзаж. 17 Изображение картин природы в литературном произведении. 1 Пейзаж также часто служит средством характеристики героя и его настроения в определённый момент. 1
Кроме того, чтобы сделать персонажей живыми, можно, например, дать им богатую предысторию, поставить перед сложным моральным выбором, позволить разным героям оценивать одну и ту же ситуацию. 4