Модернизм — направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом, стремлением к новому, условностью стиля и непрерывным обновлением художественных форм. 67
Постмодернизм — направление в культуре второй половины XX века, отвергающее основные принципы модернизма и использующее элементы различных стилей и направлений прошлого, нередко с ироническим эффектом. 6
Основные отличия модернизма и постмодернизма:
- Временной контекст. 1 Модернизм возник в конце XIX — начале XX века, в то время как постмодернизм стал преобладающим направлением в середине и второй половине XX века. 1
- Отношение к традициям. 1 Модернизм стремился отказаться от старых традиций и создать что-то новое, в то время как постмодернизм, напротив, играет с традициями, иронично их переосмысливая и комбинируя. 1
- Отношение к истине и объективности. 1 Модернисты верили в существование абсолютной истины и объективной реальности, которые можно познать и выразить через искусство и науку. 1 Постмодернисты же отвергают идею абсолютной истины и считают, что реальность субъективна и многогранна. 1
- Структура и форма. 1 Модернистские произведения часто имеют строгую структуру и форму, в то время как постмодернистские произведения отличаются экспериментами с формой, структурой и жанрами, а также отсутствием чётких границ между ними. 1
- Отношение к автору. 1 В модернизме автор считается главным творцом произведения и его источником смысла. 1 В постмодернизме авторская фигура становится менее важной, а акцент делается на взаимодействии произведения с читателем или зрителем, который сам создаёт смысл. 1
- Отношение к массовой культуре. 1 Модернизм отвергал массовую культуру и стремился к элитарности и интеллектуальности. 1 Постмодернизм же принимает массовую культуру и активно взаимодействует с ней, используя её элементы в своих произведениях. 1
- Отношение к истории. 1 Модернизм стремился к прогрессу и развитию, считая, что человечество движется вперёд по линии исторического прогресса. 1 Постмодернизм отвергает идею линейного прогресса и считает историю нелинейной и многогранной. 1