Некоторые изменения, которые Пётр Ильич Чайковский внёс в трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта»:
- Частично реконструировал сюжетную схему. 1 Композитор воссоздал определённый событийный ряд, нарушив его причинно-следственные связи. 1
- Внедрил события, которых нет в первоисточнике (встреча влюблённых в склепе). 1 Также добавил подразумеваемые, но не представленные в действии эпизоды (окончание бала и уход гостей, явление феи Маб, траурный кортеж Джульетты, спор Монтекки и Капулетти в финале). 1
- Заменил персонажей. 1 Например, патер Лоренцо стал примиряющей стороной в финале. 1
- Переосмыслил сюжетные мотивы. 1 Например, мотив любви Ромео и Джульетты (от неразделённой любви Ромео к Джульетте к взаимной) и мотив примирения (трактовка его в религиозном аспекте). 1
- Изменил концепцию финала. 1 Мотив примирения был исключён, а вместо него появилась новая мотивная пара — «смерть (героев) — бессмертие (любви)». 1
Таким образом, Чайковский взял только центральную идею шекспировской трагедии и нашёл средства самостоятельного её музыкального развития и истолкования. 2