Некоторые виды школьных музеев и их особенности:
- Музей-экспозиция (выставка). 15 Экспонаты представлены в закрытых витринах или шкафах. 1 Музейный зал строго ограничен и предназначен для организации экскурсий по узкоспециализированным вопросам. 1
- Музей-мастерская или студия. 12 Обязательное условие — наличие в выставочном зале зоны для творческих занятий. 1 Такой музей максимально вовлечён в образовательный процесс. 1
- Музей-лаборатория. 12 Основное отличие от предыдущего вида — профиль выставочных экспонатов. 1 Здесь представлены атрибуты исключительно естественно-научной и технической тематик. 1
- Музей-клуб или музей-театр. 12 Выставочный фонд помогает работе внеклассной кружковой деятельности школы. 1 В него входят театральные наряды, фото-, видео-, аудиоматериалы о кинематографе и театре, заметки печатных изданий о национальных обычаях и традициях разных стран. 1
- Музей-адаптационный центр. 12 Вид школьного музея для коррекционного образовательного учреждения. 1 Здесь музей выполняет социально-психологическую функцию, например, формирование благоприятной атмосферы общения. 1
- Музей-экскурсионное бюро. 12 Экспозиционный фонд базируется на краеведческих, исторических данных региона или города. 1 Музей одновременно выполняет роль экскурсионного бюро, которое организует выездные или стационарные лекции, экскурсии. 1
- Музей-игротека. 12 В основе экспозиции — игры и игрушки, сделанные детьми, или переданные в дар. 1 Для учеников младших классов руководство музея и педагоги проводят театрализованные обучающие уроки, выездные игровые мероприятия. 1
- Музейное кафе. 12 В рамках музейной деятельности учащиеся знакомятся с культурой приготовления пищи, столовым этикетом, рецептами и обычаями разных народов, организуют тематические кулинарные мастер-классы и чаепития. 1
- Музей-ярмарка. 1 Событийное мероприятие как вид досуга и предпринимательской деятельности. 1 В торговый ассортимент входят изделия, изготовленные руками школьников. 1
В действительности современный школьный музей не придерживается строго одного жанра, а комбинирует их. 1 Главное, чтобы принципы деятельности музея соответствовали специализации учебной организации, удовлетворяли творческие потребности детей, отражали историю региона и школы. 1