Тоника, доминанта и субдоминанта — это главные ступени лада, которые выполняют разные функции в процессе развития музыкальной ткани. 13
Тоника (I ступень) — главная, опорная ступень лада. 1 Она выполняет функцию опоры и стабильности, определяет тональность. 1 Обычно тоника появляется в начале и в конце произведения, закрепляя основной тон. 1
Субдоминанта (IV ступень) применяется для развития музыкальной ткани. 1 Она способствует появлению напряжения в музыке, часто используется для ухода от тоники, для перехода между тональностями. 1 Субдоминанта выводит композицию из устойчивого состояния и предлагает несколько возможных вариантов её развития. 2
Доминанта (V ступень) полностью противоположна субдоминанте, она всегда приводит к тонике. 1 Доминанта как бы «притягивает» к себе различные варианты, предложенные ранее субдоминантой, для достижения кульминации в развитии гармонического оборота и направляет его в устойчивое состояние. 2
Таким образом, тоника обеспечивает состояние устойчивости, субдоминанта выводит композицию из устойчивого состояния, а доминанта как бы «притягивает» к себе различные варианты развития и направляет их в устойчивое состояние. 2