Возможно, имелись в виду различия в подходах к использованию светотени в классической живописи и в творчестве представителей разных художественных направлений, течений и школ, в том числе современных.
В классической живописи светотень служила средством эмоциональной выразительности, при этом не копировались светотеневые отношения в натуре. 4 Художники не различали понятия светотеневых и тональных отношений, светосилы красок, яркости и насыщенности тонов, валёров (тональных градаций одного и того же хроматического тона по светлоте), а также тепло-холодных отношений тонов. 4
Представители многих художественных направлений, таких как романтики, импрессионисты и постимпрессионисты, модернисты, восставали против такого подхода. 4 Они стремились к тому, чтобы выстраивать тональные отношения, учитывая насыщенность тона, его яркость и светлоту, которые создавались живописцем добавлением белил или чёрной краски, и валёрами. 4
При этом некоторые современные течения, например экспрессионисты, широко используют эффект светотени. 2 Многие современные художники обращаются к старым мастерам как к источнику вдохновения для создания собственных атмосферных произведений искусства и фотографий с использованием техники светотени. 3