Некоторые отличия системы Станиславского и метода Вахтангова в театральной режиссуре:
Система Станиславского направлена на достижение полной психологической достоверности актёрской игры. 5 В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло (использование готовых штампов), представление (создание внешнего рисунка роли, эмоций персонажа) и переживание (процесс, когда актёр испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене). 5 Станиславский стремился к максимально реалистичному действию на сцене, требуя от актёра играть так, будто он действительно сейчас проживает данный момент своей жизни. 1
Метод Вахтангова, известный как «фантастический реализм», предполагает создание актёрской техники, которая была бы внешне очень стилизованной, но внутренне реалистичной. 2 Иначе говоря, актёр должен испытывать на сцене реальные и правдоподобные чувства, но представлять их в театральном, «фантастическом» виде. 2 Для Вахтангова театр — это не копия жизни, а сжатая версия реальности или, другими словами, сверхреальность. 2
Таким образом, система Станиславского ориентирована на реализм и психологическую достоверность, а метод Вахтангова предполагает создание стилизованного театрального мира с использованием условных сценических средств. 23